В последнее время в российских судах все чаще предметом рассмотрения становились дела, связанные с деятельностью религиозных объединений и соответственно, прямо или косвенно, со свободой вероисповедания, гарантированной ст.28 Конституции РФ. Не остался в стороне от этой проблематики и Конституционный Суд, давший в постановлении от 23 ноября 1999 г. оценку конституционности некоторых статей Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В этой связи небезынтересно обратиться к решениям Европейского Суда, которому не раз приходилось рассматривать жалобы на нарушения ст.9 Европейской Конвенции по правам человека (свобода мысли, совести и религии). Несмотря на то, что в качестве государств-ответчиков в этих делах выступали разные страны, например Австрия ("Хофман против Австрии", решение от 23 июля 1993 г. // Сборник решений Европейского Суда по правам человека. Серия А. N 255-С), Швеция ("Дарби против Швеции", решение от 23 октября 1990 г. // Там же. Серия А. N 187), более значительную роль в практике Суда играют решения по делам, в которых в качестве ответчика выступала Греция. Конституция этой страны признает религию Восточно-православной церкви "господствующей в Греции религией" (ст.3). И хотя ст.13 греческой Конституции говорит о свободе совести и всех религий и беспрепятственном осуществлении религиозных культов, "если только они не нарушают публичный порядок и добрые нравы", тем не менее в стране возникают конфликты, связанные с деятельностью религиозных меньшинств; тем более что та же статья запрещает прозелитизм (обращение других в свою веру. - Ред.). В 1993 году Европейский Суд признал нарушением ст.9 Конвенции осуждение в уголовном порядке члена религиозного объединения "Свидетели Иеговы" по обвинению в попытках распространения этого вероучения (решение по делу "Коккинакис против Греции" от 23 мая 1993 г. // Там же. Серия А. N 260-А). Оно получило широкую огласку, равно как и сходное дело "Мануссакис против Греции", решение по которому приводится ниже.
Несколько иной контекст у второго публикуемого решения Европейского Суда, по делу "Цавахидис против Греции", принятого в начале 1999 года, т.е. после реорганизации Суда. Оно также связано со свободой совести. Для российского читателя это решение представляет интерес как пример мирного ("дружественного", по терминологии Конвенции) урегулирования спора гражданина с государством. Процедура, направленная на мирное урегулирование, является обязательной в любом деле, признанном приемлемым для рассмотрения Судом; однако реально к мировому соглашению стороны приходят редко. Такое соглашение фиксируется решением Суда, который осуществляет контроль за тем, чтобы оно не нарушало какие-либо права человека, признанные Конвенцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий